X Международная научно-техническая конференция
"Информационные технологии в науке, технике и образовании"

Республика Абхазия, Пицунда. Сентябрь 2013 г.
Ю.В.Кубарев
Председатель Оргкомитета - вице-президент
Академии инженерных наук имени А.М.Прохорова,
д.ф.-м.н., проф. КУБАРЕВ Юрий Васильевич
На главную страницу Лаборатория Ю.В. Кубарева
Лаборатория
Ю.В. Кубарева
 
О конференции и её участниках
Оргкомитет и Секретариат
О председателе Оргкомитета
Секции
Тематика
Фотогалерея
Новости конференции
Органы власти и общественные организации о конференции
СМИ о конференции
Контакты
 
 
К началуНаучные трудыПубликацииИнтервью

ОБОРОНА СТРАНЫ НАЧИНАЕТСЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ КОСМОСОМ

После 2015 года российская космонавтика попадет в полосу стагнации

С 2009 года в рамках президентской программы модернизации и технологического развития экономики России реализуется проект создания транспортного космического модуля – межорбитального буксира на базе ядерной энергетической установки (ЯЭУ) с электрореактивной двигательной установкой (ЭРДУ). Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ) отвечает за создание ЯЭУ, Исследовательский центр имени М.В. Келдыша (Центр Келдыша) – за ЭРД на базе ядерных технологий, а ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева (РКК «Энергия») – увязывает все решения в единое целое.

В совокупности с другими решениями просматривается план создания принципиально новой транспортной системы двойного назначения. Она может понадобиться для решения широкого круга задач, в том числе для создания глобальной космической обороны, в частности, для борьбы с опасными космическими объектами (ОКО). Например, для доставки универсального космического аппарата КАПКАН к астероиду Апофис и предотвращения его столкновения с Землей в апреле 2039 года. На совместном заседании бюро Совета РАН по космосу и президиума научно-технического совета Роскосмоса были приведены расчеты мощности КАПКАНа. В зависимости от диаметра ОКО для его уничтожения или увода на безопасную траекторию потребуется ядерный боезаряд мощностью от 4 до 3380 килотонн и массой от 50 до 1127 кг.

Для доставки КАПКАНа осталось создать новый носитель, с другой энергетикой и другим двигателем. Он нужен и для других космических аппаратов двойного назначения.

Однако дальше разговоров о создании ЭРД с ЯЭУ дело почему-то не идет. Похоже, выполнение задания российского президента затормозилось. Об этом говорили на заседании Проблемного совета № 5А Научно-технического совета (НТС) по двигательным установкам РКТ в сентябре 2011 года. На совете было отмечено, что в России «наметилось отставание от ведущих космических держав в разработке и применении как мощных холловских электрореактивных двигателей (ЭРД), так и ЭРД других схем, что сдерживает развитие отечественных аппаратов после 2015–2020 годов».

Проблемный совет № 5А поставил перед учеными конкретную задачу: для транспортно-энергетических модулей мощностью свыше 1 МВт «необходимо создать двигатели новых схем, использующие нетрадиционные способы ускорения плазмы и обеспечивающие высокое значение плотности тяги, удельного импульса и ресурса».

В ходе круглого стола, проведенного сотрудниками «НВО» Виктором Мясниковым и Владимиром Гундаровым, свое мнение по этой проблеме, возникшей в чувствительной для нашего ОПК области, высказали лауреаты Государственных премий СССР: заслуженный деятель науки РФ, член Международной ассоциации авторов научных открытий, почетный профессор Шанхайской аэрокосмической академии, доктор физико-математических наук, профессор Юрий КУБАРЕВ, профессоры доктор физико-математических наук Константин КИРДЯШЕВ и доктор технических наук Вячеслав СМИРНОВ.


На снимке (слева направо): Константин Кирдяшев, Юрий Кубарев, Вячеслав Смирнов в лаборатории Юрия Кубарева.

Читать дальше >>

 
 
 

ДОЛГАЯ ДОРОГА К МАРСУ

В маленьком кабинетике Юрия Васильевича Кубарева на стенах развешены дипломы и сертификаты, грамоты и фотографии. Вот фотография с забавным плакатом: «Горячо встречаем русского ракетного специалиста академира Юрыгина Владира Кубалева!» (Так «перекрестили» его на встрече с китайскими учёными и студентами). Возле плаката — сам Юрий Васильевич и несколько китайцев. Вот он сфотографирован с Г.А. Зюгановым — снимок сделан во время визита лидера КПРФ в Абхазию, где Юрий Васильевич проводит ежегодную международную конференцию «Информационные технологии в науке, технике и образовании», которая уже получила в научных кругах название «Кубаревская».

ЭТА КОНФЕРЕНЦИЯ проводится при активной поддержке КПРФ, и выступление Зюганова перед учёными России и Абхазии прошло с большим успехом. Кубаревская конференция изначально имела, кроме научного, и политический аспект. В те времена, когда официальные российские власти ещё не признали независимость Абхазии, когда со стороны саакашистов не прекращались провокации, конференция работала на укрепление мира, на поддержку и восстановление научного потенциала «непризнанной» республики. В Абхазии, по предложению оргкомитета конференции, был даже установлен новый праздник — День науки. Заслуги Ю.В. Кубарева в этом отмечены грамотой президента Абхазии.

Перечислить области научных интересов и все научные титулы Юрия Васильевича сложно — он вице-президент и действительный член Академии инженерных наук РФ имени А.М. Прохорова, член Международной ассоциации авторов научных открытий, доктор физико-математических наук, почётный профессор Шанхайской аэрокосмической академии, заслуженный деятель науки РФ, трижды по решению президиума РАН ему присуждалась государственная научная стипендия в номинации «Выдающийся учёный России», обладатель наград Минобороны, Роскосмоса, федераций космонавтики СССР, Украины, России и, как писали во время оно, «прочая, и прочая, и прочая». В 1991 году за разработку физических основ ускорителей плазмы Ю.В. Кубарев был удостоен Государственной премии СССР.

Советская наука — это комплексный, планомерный подход к познанию мира, это поиск, отбор и обучение кадров с самого юного возраста, это «социальные лифты», поднимающие талантливых детишек из глубинки к вершинам познания, это формирование в обществе атмосферы уважения к знаниям. Из всего этого и выросло поколение советских учёных, открывших человечеству дорогу к звёздам.

В 1957 году, ещё до запуска первого спутника, студент-третьекурсник МФТИ Юрий Кубарев начал работу над магнитоплазмодинамическим ускорителем — электрореактивным двигателем (ЭРД) для дальних космических полётов.

И вот в преддверии Дня космонавтики мы с Юрием Васильевичем беседуем о возможностях полёта к Марсу.

 

Читать дальше >>     Скачать страницу газеты в PDF >>

 
 
 

МАРСИАНСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ БЕЗ ГРИФА СЕКРЕТНОСТИ

 

В феврале 2010 г. NASA объявило об отказе от амбициозной программы «Созвездие», конечной целью которой были полеты на Луну и Марс. Бывший в то время руководителем Роскосмоса, Анатолий Перминов также заявил, что российские космические программы тоже не предусматривают открытия поселения на Луне и пилотируемых полетов на Марс в ближайшие годы. Однако эти заявления, вероятнее всего, означают лишь паузу в предстоящей космической гонке к Красной планете. Как пояснил глава NASA Чарльз Болден (Charles Bolden), на Марс надо лететь на корабле с новым ракетным двигателем. С ним согласился и Анатолий Перминов.

В России есть секретная президентская программа, в рамках которой перед учеными поставлена задача создать принципиально новые двигатели. С их помощью полет к Марсу займет не девять, как сейчас рассчитывают ученые, а четыре месяца. Первый шаг к созданию такого двигателя уже сделан. Об этом в беседе с Владимиром ГУНДАРОВЫМ рассказал вице-президент Академии инженерных наук имени А.М. Прохорова, руководитель проблемной лабораторией Московского государственного университета приборостроения и информатики, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор, член Международной ассоциации авторов научных открытий, почетный профессор Шанхайской аэрокосмической академии Ю.В. КУБАРЕВ, автор и соавтор около 300 научных работ и изобретений, примерно 30 из которых внедрены или использованы в разработках ведущих организаций страны.

 

Читать дальше >>